|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 2 июня 1910 г.


Я хотел продолжить с вами беседу о переезде за границу. Вы уже знаете, что это надо понимать духовно. Переехать за границу своих страстей, т.е. избавиться от них совершенно и заменить противоположными добродетелями. Когда переезжают чувственную границу, то необходимо иметь с собою паспорт – без этого не пропустят; так и побеждая страсти, мы получаем как бы новый вид, паспорт для жизни вечной.
Каждая страсть есть болезнь души; ведь зависть, гнев, скупость – не телесны, а душевны. Лечат больное тело, тем более необходимо лечить больную душу. Для борьбы со страстями и существуют монастыри. Впрочем, и мирские люди не могут быть избавлены от этой борьбы, если хотят спасения. Вот и у нас в скиту ведется борьба. Никто сразу не делается безстрастным. Один поступает гордым, другой блудник, если не “чувственный”, то мысленный, третий так зол, что мимо него проходить надо со страхом, четвертый скуп, дорожит каждой копейкой, так что невольно скажешь, зачем же он в монастырь шел? Пятый чревоугодник, ему все есть хочется:
– Ведь ты уже был на трапезе? – говорят ему.
– Что мне трапеза, мне этого мало, – отвечает, и ест потихоньку в келлии, устраивая себе и полдник и полунощник и т.д. И все в таком роде. Такие люди сами сознают свои грехи и каются в них, но вначале исправление идет медленно. Опытные в духовной жизни Старцы смотрят на них снисходительно: ведь он – новоначальный, что же от него еще ждать? Но проходит лет двадцать пять, и видим, что труды не пропали даром. Из чревоугодника сделался постник, из блудника – целомудренный, имеющий всегда в мыслях Господа, из злобного – любвеобильный, из гордого смиренный, и т.д. В миру редко кто знает об этой борьбе.
На вопрос – как спастись? более благонамеренные отвечают: надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться и спасешься. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасет его. Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями.
Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстям сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, переходить к искоренению другой и т.д.
Человек, достигший безстрастия, получает как бы диплом на право входа в Царство Небесное, делается собеседником ангелов и святых. Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, его задержат на мытарствах. Но предположим, что он вошел в рай, однако остаться там не в состоянии, да и сам не захочет. Как тяжело человеку невоспитанному быть в благовоспитанном обществе, так и человеку страстному быть в обществе безстрастных. Завистливый и в раю останется завистливым, гордый и на небесах не сделается смиренным. Люди с противоположными направлениями не понимают друг друга и часто приносят вред. Недавно я получил письмо от одной моей духовной дочери. Возвращались они из Оптиной в самом радостном настроении духа, да разговорились с одной неверующей, возвращающейся оттуда же.
– Ну, что особенного в Оптиной, – говорила последняя, удивляюсь, что так многие туда стремятся.
– А вы были у кого из Старцев?
– Нет, да зачем туда ходить?
– Отчего же вы так решили? Вот ваша подруга находит нравственное удовлетворение в обращении к Старцу Варсонофию.
– У нее иной душевный склад, а к Варсонофию я никогда не пойду; не отрицаю, что он – отличный психолог, хорошо умеет рассудить обо всем, но ничего благодатного в нем нет.
Ну, и смутилась юная душа, слушая такие доводы. Действительно, я лично – ничто. Все совершает Господь. Как солнце освещает какого-нибудь человека и он оттого делается светлым, хотя это зависит не от него, так и благодать Божия действует через меня грешного. Если приходит человек верующий, то удастся ему иногда все сказать на пользу. С неверующими труднее, не открывает о них Господь иногда, вот и не знаешь, что сказать, а на образ посмотришь и молиться посоветуешь.
– Что, – говорят, – молиться! Это мы и без вас знаем.
Но без веры не спасет не только человек, но и Бог.
Известен Евангельский рассказ о жителях Назарета, где Сам Господь не мог сотворить чудес и удивлялся их неверию (Мф. 13, 58). Неверующих людей много всюду, и в миру и даже в монастыре. У нас в скиту, в бытность батюшки о.Амвросия, был один инок именем Феодосий, постоянно обращавшийся к батюшке. Однажды, придя к нему, он сказал:
– Вот, батюшка, уже двадцать лет, как я к вам отношусь, а все не имею сил признаться в одном помысле.
– В каком же? – спрашивает с удивлением о.Амвросий, – как же ты, отче, столько лет молчишь?
– Очень трудно сказать, т.к. помысл против вас, батюшка.
– Ну, что ж тебе помысл говорит? Я – блудник? Убийца? Вор?
– Нет, еще хуже.
– Ну, поджигатель?
– Нет, хуже.
– Сейчас же признайся, – повелительно сказал о. Амвросий, и как бы, по выражению о.Феодосия, замок спал с его уст.
– Батюшка, – вымолвил он, – хотя я постоянно пользуюсь вашими советами, но не считаю, чтобы вы имели какую-нибудь благодать: у вас есть только дар рассуждения.
– Что же, – ответил Старец Амвросий, – ведь и это что-нибудь да значит.
Прошло несколько лет, о.Амвросий уже скончался, а инок Феодосий, читая однажды Пролог, с удивлением прочел место, в котором рассказывается такой случай: однажды знаменитые подвижники, в том числе и св. Антоний Великий, собрались вместе и рассуждали, какая добродетель всех важнее. Один говорил – терпение, но возразили: такой-то был терпелив, но пал... Наконец, все согласились на том, что самая важная добродетель есть духовное рассуждение . Тогда-то понял Феодосий, что батюшка покойный обладал неоценимым духовным даром.
Слова мои просты, понятны и пятилетнему ребенку, но в них заключается смысл всей жизни. Научиться бороться со своими страстями очень важно и даже необходимо. Лучшим руководством в этом будет для вас чтение Житий святых. Мир давно уже его оставил, но не сообразуйтесь с миром, и это чтение много утешит вас. В Житиях святых вы найдете указания, как вести брань с духом злобы и остаться победителем. Да поможет вам Господь.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .